Условия вступления в силу закона об ОСАГО в России
Вести, Санкт-Петербург,
12 апреля 2003 г.
Не так страшна страховка как ее последствия 913 просмотров
С первого июля 2003 года вступает в силу закон РФ, по которому все владельцы транспортных средств в обязательном (!) порядке должны застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе, как с паспортами: не успел обменять — попадешь в категорию бесправных. Поздно кричать о том, что закон об автостраховании принят лишь для того, чтобы обирать автолюбителей, и посему не нужен — он прошел по всем инстанциям. Для тех, кто еще не принял всерьез грядущие перемены, даем несколько ориентировочек.
Ни нашим ни вашим не достанется
Согласно Закону имеют право избежать обязательного страхования владельцы тихоходов (выдающих максимум 20 км/час), часть автомобилей из парков Минобороны, а также те, чьи машины проходили регистрацию за рубежом и застрахованы в рамках международных систем госстраха. Остальных милости просим страховаться без страха.
Пока тарифные ставки по страхованию не устраивают ни страховщиков, ни автомобилистов. Одни считают ниже собственного достоинства корячиться на огромную армию частников (в России эксплуатируется около 30 миллионов авто) за такие взносы, вторые говорят, что их решили обобрать дочиста и окончательно.
В процессе утряски при хождении документа по разным инстанциям Росстрахнадзор остановился на базовом тарифе в размере 1980 рублей. Правда, для мегаполисов и регионов с интенсивным траффиком планируется введение повышающих коэффициентов:
Москва «котируется» на двойную ставку, для Петербурга предусмотрена цифра поменьше — всего 1,6. Стихийно образованный Российский союз автостраховщиков (РСА) требует тарифа в 2800 рублей. Коммерческая страховка сегодня для обычной «девятки» на сумму до 10000 долларов обходится в 150$.
С данными коэффициентами получается, что средний петербуржец, владелец недорогой отечественной машины, с водительским стажем в несколько лет заплатит за полис ровно 3168 рублей или приблизительно сто долларов. Более опытный водитель отделается меньшей суммой: стаж он и за рулем стаж. Для жителя Ленинградской области эта сумма будет уменьшаться пропорционально удалению пункта, в котором зарегистрировано транспортное средство, от центра — в данном случае от границы Санкт-Петербурга. К примеру, где-нибудь в Лодейном Поле полис АГО не должен будет стоить дороже тысячи рублей, а сельский водитель может заплатить и того меньше -не более 550 рублей. Правда, по последним данным Правительство в очередной раз не утвердило предложенные тарифы, ссылаясь на то, что базовая ставка в 1980 рублей довольно велика для подавляющего большинства автовладельцев. ***
Ежегодные выплаты после вступления в силу Закона должны составить от $600 млн до двух миллиардов. Российские страховщики опечалены тем, что столь «низкие» тарифы приведут к недостаче собственных средств у страховых компаний. Каждый автомобиль, по статистике, раз в три года попадает в ситуацию, требующую возмещения ущерба.
Сегодня в РСА входит 48 компаний. Все они боятся, что они не потянут исполнение нового закона. Поэтому в Россию ожидается массовый приход более мощных иностранных страховых компаний.
Вагончик тронется, перрон останется...
Огромные колеса новой махины-закона уже завертелись, но позади остался целый перрон проблем. В настоящее время в спешном порядке пытаются хоть как-то залатать огромные прорехи, через которые проглядывает несовершенство закона.
Документ утвердили, а в бюджете обязательных в этом случае издержек не учли. Сколько, например, придется потратить на страхование служебных автомобилей, коих насчитывается до двух миллионов?
Есть тема и поинтереснее: бюджетный комитет Госдумы недавно отклонил поправки в бюджет на 2003 год. ГИБДД не получит 200 миллионов рублей на создание единой информационной базы, на которую страховщики должны были ориентироваться при заключении договоров по «автогражданке», а также средств на 50-процентную компенсацию страховых взносов льготникам.
Срок вступления в действие самого Закона думцы для государственных машин сдвинули на 1 января 2004 года. С одной стороны, отсрочка — хорошо. Но если позволить чиновникам ездить за наш счет на незастрахованных машинах еще полгода, проверяя на частниках различные модели действия Закона, то это окончательно приведет к полной дискредитации идеи обязательной автогражданки, которая бродила по коридорам Охотного ряда шесть лет кряду.
Ко есть и еще одна сторона. Чиновников, может, и минует пока чаша сия, но как быть всем остальным? Думцы только недавно обратили внимание на казус, вкравшийся в Закон. Дело в том, что застрахованный автовладелец обязан письменно сообщать страховщику о каждом случае передачи управления машиной другим водителям, не указанным в полисе. Но что делать, если водителя хватил приступ, а посторонний человек повез его в больницу и попал в аварию? Выйдет такой гражданин из больницы — его машина вдребезги, а страховка недействительна!
Но не так пугает водителей частного транспорта нестыковка в нескольких пунктах Закона, как их страшит угроза очередного обиралова. Минфин успокаивает, заявляя, что расходы всем будут по карману. Тем более, что лимит по обязательному страхованию выше коммерческого — $12,6 тыс., а за меньшие по сравнению с «коммерцами» деньги автовладелец получает возмещение за поврежденное имущество и оплату вреда, нанесенного участникам ДТП.
Сами страховщики стыдят автовладельцев: мол, за сто долларов удавиться все готовы. А за эти деньги вся тяжкая ноша перекладывается на плечи автостраховщиков.
Сегодня, когда только 6% водителей застраховали свою машину в коммерческих организациях, семь из десяти таких страховок являются липовыми. Это значит, что такие страховки имеют одну лишь видимость, а на деле страховая негосударственная организация, когда дело дойдет до оплаты страховки, просто может объявить о своей несостоятельности. На другой чаше весов — недобросовестный водитель: такой автовладелец вполне в состоянии заключить страховой договор чисто ради проформы. За таким документом на деле ничего не будет стоять, никакой финансовой базы.
Таков уж русский человек: так его задавили поборами, что он каждый новый в штыки принимает, а то и уйти от него пытается. А что будет, когда страховать погонят из-под палки? Что ни говори: не так страшен закон, как его последствия.
Нюансы
Как бы то ни было, сегодня многих автовладельцев больше волнуют не сложные юридические игры вокруг закона, а вполне конкретные ответы на вопросы, касающиеся различных моментов действия будущего закона об обязательном автостраховании. Кто знает, вдруг все же закон вступит в силу с первого июля этого года. Надо подготовиться. Вот какие вопросы чаще всего задают сегодня автовладельцы, когда речь заходит об АГО.
— Могут ли полисы быть различными по форме в разных регионах, и в каких случаях могут отказать в выплате страховки?
Для полисов АГО установлена единая форма на всей территории страны, а отказных ситуаций совсем немного. В страховке могут отказать, если будет доказано, что владелец совершил ДТП намеренно. Также можно остаться без денег, если, не дожидаясь проведения страховой компанией независимой автотехнической экспертизы в пятидневный срок после аварии, владелец отремонтирует машину.
— Что грозит тому, кто откажется страховать свою машину?
Во-первых, невозможность пройти техосмотр или купить новый автомобиль. Во-вторых, штраф при первой остановке сотрудником ГИБДД в размере от 5 до 8 МРОТ.
— Где и когда надо покупать полис?
Как только закон вступит в силу (пока окончательные сроки витают в воздухе), полис можно будет купить у страхового агента, в офисе страховой компании или даже через Интернет. Главное, чтобы компания была членом РСА и имела лицензию на данный вид страхования.
— Надо ли покупать полис, если машина уже застрахована в добровольном порядке?
Договор добровольного страхования не может заменить полис обязательного страхования. Некоторые компании уже разрабатывают схемы переоформления первого вида полиса во второй. Кстати, если установленных законодательством страховых сумм для водителя недостаточно, он вправе заключить еще и договор добровольного страхования, где можно установить дополнительные лимиты возмещения ущерба по страховке.
— Почему страховку оплачивает один водитель, а при ДТП ее получает другой?
Все очень просто. Если в ДТП виновны вы, то ваша страховая компания возмещает ущерб потерпевшим. В обратном случае виновник аварии, то есть его страховщик, компенсирует ваши убытки в рамках установленных тарифов.
— Защитит ли полис, если в аварию водитель попал за границей?
К сожалению, нет. Россия не входит в число стран, в которых действует единая система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
— Можно ли снизить сумму страховки, если ездишь не круглый год?
Да, можно застраховаться на срок от шести до одиннадцати месяцев, тогда при страховке, к примеру, на полгода водитель заплатит только 60% реальной стоимости полиса. Но только если машина на самом деле стоит на приколе шесть месяцев. В обратном случае, при ДТП вне сроков, указанных в договоре, платить потерпевшим придется из своего кармана.
— Как распространяется действие полиса на водящих машину по доверенности?
Прежде всего, полис должен быть один, неважно, сколько людей управляют машиной. Главное, чтобы при оформлении полиса страхующееся лицо, это не обязательно должен быть сам автовладелец, представило подробный список лиц, допущенных к управлению данным автомобилем. В любой момент в список можно внести новые персоналии или, наоборот, удалить прочь.
ПРАВИЛОВ А. (с сокращениями)
Вся пресса за 12 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Маркетинг, Регулирование, Тарифы
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|